Методический семинар «Профессиональный стандарт педагога»

Дата проведения: 22.02.2017

Классификация мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип): семинар является мероприятием по распространению опыта работы по внедрению Профессионального стандарта педагога.

Цель мероприятия: повышение компетентности педагогов в вопросе внедрения Профессионального стандарта педагога в практику.

Задачи мероприятия:

  1. Ознакомить педагогов с содержанием, структурой Профессионального стандарта педагога;
  2. Рассмотреть новые компетенции педагога и пути реализации трудовых функций в рамках развивающей деятельности;
  3. Определить перспективы дальнейшего развития педагогов;
  4. Стимулировать развитие инициативы, творчества;
  5. Способствовать развитию интереса к педагогическому поиску, познанию себя.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».

Профессиональный стандарт педагога – документ, в котором определяются основные требования к квалификации и личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональной компетенции, таким как: готовности учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Данный документ будет, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие  ребенка, и существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых, стоящих перед ним проблем.

Стандарт включает в себя трудовые функции: обучение, воспитательную деятельность, развивающую деятельность, педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика», модуль «Предметное обучение. Русский язык», каждая из которых состоит из трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Профессиональный стандарт педагога нацелен на решение двух важнейших задач:

  1. Повышение качества обучения и воспитания детей;
  2. Рост профессионализма учителя и повышение социального престижа педагогического труда.

В современных условиях повышение качества образования невозможно без овладения педагогами новыми профессиональными компетенциями, обеспечивающими право на образование всех без исключения детей Российской Федерации, включая детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); детей, для которых русский язык не является родным; одаренных обучающихся; детей, находящихся в сложной ситуации.

Поэтому профессиональный стандарт педагога, прежде всего, призван стимулировать повышение квалификации и самосовершенствование учителя.

Решение задачи стимулирования профессионального учительского роста невозможно без повышения социального престижа педагогического труда.

Рост профессионализма и социального престижа учителя должен быть структурно обеспечен и иерархически выстроен. Исходя из этой позиции, разработчики предлагают уровневую структуру профессионального стандарта педагога. Данная структура в своей основе опирается на поручение Президента Российской Федерации о разработке Национальной Системы Учительского Роста (НСУР).

Ключ к решению этой задачи дает введение педагогических должностей с четко определенными, закрепленными за каждой должностью функциональными обязанностями.

Предлагается выделить три уровня соответствия занимаемой должности:

  • Учитель;
  • Старший учитель;
  • Ведущий учитель.

Учитель, первый уровень, определяется базовым уровнем квалификации в соответствии с полученным образованием. Он предполагает знание учителем своей предметной области, владение стандартными профессиональным компетенциями: умением спланировать и провести урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, владение методиками воспитательной работы и т.д.

Старший учитель – обладает всеми квалификациями учителя и владеет передовыми педагогическими практиками и может продемонстрировать их своим коллегам, доказывая их эффективность. Он строит свою работу на основе анализа конкретного контингента учащихся с учетом их реальных учебных способностей, состояния психофизического здоровья. Следовательно, он способен проектировать индивидуальные образовательные программы обучения и развития детей и оказывать помощь коллегам в их реализации.

Ведущий учитель – обладает всеми необходимыми квалификациями старшего учителя, но, кроме того, координирует деятельность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, дефектологов, психологов и т.д.), отслеживает динамику развития каждого ребенка. По сути дела, он главный индивидуализатор в школе, осуществляющий содержательное педагогическое управление, координацию работы команды учителей и других специалистов, с целью решения вопросов развития детей с учетом их особенностей.

Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников включает:

  • описание трудовых функций, входящих в уровневый профессиональный стандарт педагога;
  • таблицу соответствия должностей и трудовых функций уровневого профессионального стандарта педагога.

На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога находится на стадии общественного обсуждения, его введение планируется в 2019 году.

Материалы семинара:

1. Программа семинара 22.02.2017
2. Профессиональный стандарт педагога
3. Спецсеминар как форма повышения психолого-педагогической компетентности педагога 
4. Спецсеминар как форма повышения психолого-педагогической компетентности педагога  
5. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка
6. Первичная диагностика одаренности, проведенная учителем
7. Портфолио Локтева Никиты
8. Дорожная карта подготовки группы обучающихся для участия в олимпиадном движении ОЛИМПИОНИКИ
9. Методические рекомендации для проведения отдельных занятий по подготовке к олимпиадам
10. Психолого-педагогическая помощь учащемуся, испытывающему помощь социальной адаптации. Адресная помощь
11. Программа психолого-педагогической коррекции нарущений социальной адаптации учащегося 5 класса
12. Оценивание  образовательных результатов
13. Оценивание  образовательных результатов
14. Формирование детско-взрослых сообществ
15. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законный представитель обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»